Фотостудия Манхэттен

«Призрачный снимок» писателя и фотографа Эрве Гибера

Была ли у Эдипа фотокамера? Эрве Гибер рассказывает в «Призрачном снимке» о своем восприятии фотографии, встречах с работами знаменитых фотографов, снимках родителей, друзей и людей неизвестных. Эти снимки говорят о важных и мимолетных чувствах, о тайнах и плотских фантазиях. Кто из нас не чувствовал себя парализованным перед фотообъективом? Выйдя из темной комнаты, где он занимался колдовскими проделками, Гибер показывает, как природа кадров объединяет атомы ребенка, матери и отца и определяет будущее семьи.

«Призрачный снимок», словно заклинание, творит причудливые образы за пределами книги. Слог этих текстов, простой и ясный, таит необычное, словно проявитель изменил и сами слова, и даже грамматику. Голос автора нам по-прежнему близок, но в нем появился странный акцент, и это акцент не другой страны, а неведомого параллельного мира.

***

В статье, приуроченной выходу первых переводов Эрве Гибера, переводчик Алексей Воинов отмечает многогранность прозы писателя, который умел «говорить, возможно, свою, но правду, соединяя ложь и любовь, нежность и предательство, детство и безнадёжность, порнографию и искусство, слово и его визуальное воплощение».

«Призрачный снимок», в котором Гибер изложил свои взгляды и размышления на тему фотографии, привлек внимание российских рецензентов. Они отметили, что сборник полемичен по отношению к работе философа Ролана Барта «Camera Lucida» (1980) и тематически и интонационно перекликается с художественными текстами писателя. Как резюмирует на страницах журнала «Коммерсантъ Weekend» Игорь Гулин, «Призрачный снимок» — «ответ фотографа потребителю фотографий: это искусство — не род изображений, а безнадежно-эротический строй отношений с миром. Единственная цель фотографии — сконструировать желанный образ другого человека, образ всегда обреченный — как обречена в других текстах Гибера сама любовь».

***

Эрве Гибер

Эрве Гибер (1955—1991) — французский писатель, фотограф, журналист. Все, что написано, снято или так или иначе связано с этим человеком, вызывает определенный род чувств, подобных тем, что возникают при просмотре архивов родственника или очень близкого друга, который давно умер. Это тот случай, когда человека, которого ты никогда не знал, ты про себя называешь по имени.

Умер Гибер в 1991 году от СПИДа, в последние годы жизни фиксируя свою ежедневную рутину на видеокамеру. Грустный и нежный, Эрве был открытым гомосексуалистом, одиноким и внимательно исследующим себя и объекты своей любви. Как и кого он любил, он описывал в своих книгах. Обладатель хрупкого тела, он был особенно чуток к телесному. В книге Гибера «Призрачный снимок», в отличие от произведений С. Сонтаг или В. Беньямина, нет никаких философско-аналитических конструкций — только воспоминания автора о том, как и когда он делал тот или иной снимок.

Все, что он создавал, дает ощущение спокойной и печальной изоляции, погружает смотрящего в некую неотвратимую тишину. (Маша Демьянова)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>