Марио Джакомелли (Mario Giacomelli) | Фотостудия Манхэттен
Фотостудия Манхэттен

Марио Джакомелли (Mario Giacomelli)

(1925-2000)

Марио Джакомелли был единственным итальянским фотографом, получившим международную известность еще в 1960-е гг. Он увлекся фотографией будучи совсем молодым, благодаря влиянию Джузеппе Кавалли, которого всегда считал своим великим учителем.

В 1953 г. он вступил в группу фотографов «Misa» и впоследствии принимал участие в большом количестве выставок как на родине, так и за ее пределами. Его снимки публиковали самые известные специализированные журналы — такие, как «Ferrania» и «Rivista Fotografica Italiana».

Критикой были отмечены уже ранние фотографии Джакомелли, изображавшие членов его семьи и холмистые окрестности родного города. В 1957 г. он создал серию снимков, посвященных жизни в приюте, которую он назвал, вслед за известным стихотворением Чезаре Павезе, «Verrà la morte e avrà i tuoi occhi» «(Смерть придет, и она будет иметь твои глаза»). Он вновь вернулся к той же теме в 1966-1967 гг. и затем в 1981-1983 гг., создав цикл «Non fatemi domande» («Не задавайте мне никаких вопросов»), изобразивший мгновения, из которых состоят длинные дни обитателей дома для престарелых в Сенигаллии.

Свою Лурдскую серию (1957) мастер посвятил тысячам больных и отчаявшихся пилигримов, вступающих на путь надежды. В том же году он начал работать над созданием цикла изображений города Сканно (1957-1959), куда вошли незабываемые снимки одетых в темное жителей, излучающие поэтическую и суровую простоту. Одна из композиций этого цикла была приобретена в 1964 г. Джоном Сжарковским, директором Отдела фотографии нью-йоркского Музея современного искусства и включена в постоянную экспозицию.

Успех пришел к Джакомелли в 1966 г., в связи с появлением на свет серии «Io non ho mani che mi accarezzino il viso» («У меня нет рук, что ласкали бы мое лицо»), запечатлевшей моменты отдыха и игр семинаристов. Особенно он любил фотографировать родную область Италии, снова и снова возвращаясь к этой теме.

Джакомелли придумал ряд названий для этих пейзажных циклов «Presa di coscienza sulla natura» («Новое осознание природы») (1954-2000); «Metamorfosi della terra» («Метаморфозы земли») (1960-1980); «Storie di terra» («Истории земли») (1984-1985). Он посвятил свою серию «La Buona terra» («Хорошая земля») (1964-1965) фермерам родной области. Джакомелли впоследствии создал еще один, третий цикл, посвященный южной Италии, куда вошли фотографии Калабрии 1980-х гг., который получил название, вслед за поэтическим сочинением Франко Костабиле, «Calabria. Il canto dei nuovi emigranti» («Калабрия. Песня новых эмигрантов») (1984-1985). На этих снимках мастер запечатлел суровый облик южной Италии. «Il mare dei miei racconti» («Море моих историй») (1984-1992) представляет собой один из последних больших пейзажных фотоциклов.

Здесь Джакомелли избегает всякого натурализма и предлагает зрителю черно-белые виды морских берегов, отличающиеся необычайной концептуальностью композиции. В 1992 г. Castello di Rivoli-Museo d’Arte Contemporanea организовал первую ретроспективную выставку работ Джакомелли. Впервые его снимки были приобретены итальянским музеем для постоянной экспозиции.

Джакомелли умер в 2000 г. в своем родном городе, не дожив лишь несколько месяцев до открытия обзорной персональной выставки в римском Palazzo delle Esposizioni в 2001 г.

Первыми людьми, которых я фотографировал, были моя жена и мать. Я сказал им не шевелиться, но затем осознал, что не могу нажать на кнопку, когда человек улыбается или даже просто выглядит дружелюбно, … я понял — мне нужна более суровая реальность. Поэтому я остановился на больнице для безнадежных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>