ЧТО ТАКОЕ СТОРИБОРД И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН? | Фотостудия Манхэттен
Фотостудия Манхэттен

ЧТО ТАКОЕ СТОРИБОРД И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

Грамотно выполненный сториборд ― экономия времени производства и существенное снижение себестоимости. Наиболее ярко актуальность сториборда характеризует известная фраза французского классика Рене Клера: «Мой фильм уже готов, его осталось только снять».

Режиссер должен приходить на первые встречи с коллегами по постановочной группе уже максимально подготовленным. Тогда и оператор, и художник будут работать с максимальной отдачей, решая практические вопросы, а не слушая красивые слова режиссера об искусстве вообще. В итоге и продюсер сможет максимально точно эстимировать проект и потратить бюджет более рационально.

Для иллюстрации. Представьте себе три отрезка. Первый 1,5 метра, второй ― 0,75 м, а третий ― 0,5 м. Именно такое соотношение должно быть между препродакшен, продакшн и постпродакшн. В России, как правило, все с точностью до наоборот. Наверное, это наследие советских «бюджетных» времен. Но сегодня ситуация изменилась, наверное, правильно было бы и процесс производства изменить.

Есть понятие «сториборд», есть «раскадровка». Можете объяснить, в чем различие?
Для начала надо разграничить сферы применения. Моя часть интенсива посвящена сторибордингу для визуального контента, использующего трехмерное пространство, ― кино, ТВ-сериалы, 3D-анимация, видеоклипы и т. д. Сторибординг оперирует только ключевыми шотами. Они формируются на основе логики пространственной мизансцены и работы камеры, используя устоявшийся язык терминов, графических обозначений и систему нотаций поясняющего текста. Методом сторибординга может овладеть даже человек, не умеющий рисовать. По готовому сториборду можно не только снять, но и смонтировать.

Раскадровка в большей степени характерна для 2D-анимации, а прорисовать ее может только профессиональный художник. Прежде всего это иллюстрация, иногда даже очень подробная и может напоминать фазовку. Иногда даже раскадровка может выполняться и без сценария. Т. е. это своего рода форма образного мышления художника. Раскадровка, в отличие от сториборда, не дает ответы на вопросы типа «Как должна работать камера между двумя последовательно отрисованными шотами?», «Где лучше сделать техническую остановку, чтобы переставить свет или декорации?», «Насколько необходимо детализировать декорации?», «Можно ли снимать эпизод параллельно или только последовательно?» и мн.др.

Есть еще такое понятие, как «клиентский сториборд». Само название говорит о его назначении. По тексту копирайтера иллюстратор выполняет заказ для агентства, счастливый заказчик его утверждает. После этого его можно сдать в архив студии. Здесь повторяется история с раскадровкой в ее рафинированном варианте. По этим красивым картинкам работать на площадке нельзя. Не понаслышке знаю о таких историях из уст сотрудников рекламных агентств. Другое дело, если клиентский сториборд выполнялся по рабочему сториборду ― такой путь правильнее, точнее, быстрее и полезнее.

Объясните подробней, из чего состоит сториборд.

Его можно условно разделить на три документа. Первый ― топ-план. На нем схематично обозначены все мизансцены и работа камеры. Второй ― собранные в единый документ рисунки ключевых шотов с сопроводительными пояснениями и режиссерскими указаниями, такими как нумерация позиций камеры, траектория ее перемещения, характеристика оптики, крупности планов и способы съемки. Прописываются реплики персонажей и краткие пояснения действия. Третий документ ― 2D-аниматик. Это ключевые шоты сториборда, положенные на таймлайн, иногда с черновой фонограммой. 2D-аниматик дает представление о длительности шотов в зависимости от их функции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>