Фотостудия Манхэттен

Альфонс Муха и фотография

Фотографии Мухи делятся на три части: фотографии натурщиков для использования их в живописи; фотографии, сделанные в путешествиях, в первую очередь на Балканы и в Россию, и фотографии семьи и друзей. Коллекция Фонда Мухи содержит фотографические документы: готовые снимки, проявленные и напечатанные им самим с пометкой, что они предназначены для живописи, и негативы, как на стекле, так и на плёнке.

Муха начал фотографировать ещё в Мюнхене камерой, взятой напрокат. В Париже, получив признание и заработав достаточно средств, он купил себе хороший фотоаппарат. В 1896 году, когда художник перебрался в просторную студию на Валь-де-Грас, он приобрел две камеры: одну — 12х9 см и другую — 18х13 см.

Стеклянные пластины он держал в деревянной коробке и всегда возил их с собой, куда бы ни отправлялся. Снимал Муха без каких-либо приспособлений или искусственного освещения, доверяя рассеянному свету в своей мастерской. Он всегда сам проявлял снимки в импровизированной тёмной комнате и сам печатал при дневном свете. Он не увеличивал снимков, контактные отпечатки вполне удовлетворяли его. В парижской студии Муха фотографировал фактически в естественных условиях, как правило, он не приглашал натурщиков на специфический проект. Напротив, художник предпочитал импровизировать, пробовать перед фотокамерой различные позы, обрабатывал все варианты, выбирал из них оптимальные, пригодные для нового заказа. Позже, по возвращении в Богемию, его фотографические композиции стали более прямолинейными, с явно рассчитанными на эффект поставленными позами.

Фотографии в мастерской

Во второй половине 1890-х годов Муха сделал выдающуюся серию фотографий. Модели позировали в его мастерской на Валь-де-Грас в Париже. Использование фотографии в качестве средства для предварительных эскизов было свойственно современникам Мухи. Фотографии Мухи являются более чем простой альтернативой наброскам, поскольку в них схвачена неподражаемая атмосфера его студии, образ его искусства, созданный им самим. В мастерской Муха принимал многих парижских художников, писателей, музыкантов. Поначалу он делил мастерскую с художником Полем Гогеном, и соответственно, Гоген часто становился героем его фотографий. Мастерская Мухи была также местом первых кинематографических сеансов, устраиваемых братьями Люмьер. На заднем плане этюдов с моделями, которые находятся в позах, типичных для плакатов Мухи в стиле Ар Нуво, можно видеть множество причудливых предметов: здесь и тряпичные животные, и восточные безделушки, и ткани, и культовые фигурки, книги, мебель — кое-что из этого дошло до наших дней.

Живопись и фотография в 19-м веке были тесно связаны между собой. Первоначально фотография тяготела к традиции живописи золотого века, но вскоре она освободилась и сама стала влиять на живопись и другие виды изобразительного искусства. Художники для создания сложных композиций зачастую использовали фотографию в качестве метода изучения и построения фигур и драпировок, аранжировки сцен и пейзажей.

Муха начал заниматься фотографией в Мюнхене и с годами добился многого в различных видах этого искусства. Он занимался уличными съемками во время поездок (Мюнхен — 1880-е годы, Париж, Москва — 1913 год); делал портреты и автопортреты; фотографировал в своей студии друзей и членов семьи; снимал пейзажи, делал этюды с моделей; создавал сложные композиции для картин Славянской эпопеи. Фотографии Мухи нельзя расценивать как простое дополнение к графике. Они, разумеется, вполне отвечая художественным запросам Ар Нуво, раскрывают свойства, присущие уникальному и независимому творчеству. Это подтверждается не только техникой, но и присутствием на снимках неидеальной, часто физически несовершенной натуры.

Фотографии с удивительной точностью показывают, что таится по ту сторону зеркала, мы видим ключевые фигуры Belle Epoque: улыбающихся молодых женщин, чьи лица и фигуры порой довольно грубы. Для Мухи фотографии не являлись искусством, он делал их без приукрашивания, как получилось, так и получилось. Другое дело в графике; плакаты Мухи всегда отличаются элегантностью, его пастели чрезвычайно выразительны, они лишь далёкое эхо фотографий. Стоит вспомнить, что в те времена другие фотографы снимали и печатали свои снимки, прибегая к различным техническим уловкам, чтобы скрыть нежелательный натурализм оригиналов. Муха не ставил такой цели, его фотографическое наследие представляет собой уникальный пример съёмки этого периода — конца 19-го — начала 20-го века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>